Петр Косьциньски, руководитель Восточной программы в Польском институте международных отношений в комментарии для Polskiego Radia утверждает, что саммит в Вильнюсе не был «драматической поражением» Польши. Просто поляки имели завышенные ожидания относительно его результатов.
Да, Польша рассчитывала на четкие, положительные эффекты саммита. Менее значительные — парафирование соглашений об ассоциации с Грузией и Молдовой, а также значительный — подписание соглашения с Украиной. С течением времени было, однако, все более очевидно, что соглашения с Грузией и Молдовой парафируют. Поэтому все более важным становился вопрос Украины. В определенный момент он затмило весь саммит и будущее Восточного партнерства. Европейский Союз стал заинтересованным в подписи Виктора Януковича, что он был готов поступиться своими требованиями. Разочарование было еще большим, когда он отказался подписать соглашение.
Между тем — как справедливо заметил один из европейских дипломатов еще перед саммитом — в отношениях с восточными партнерами ЕС нужно иметь «стратегическое терпение«. Когда в конце декабря 2011 заканчивалось председательства Польши в Совете ЕС, то Польша очень рассчитывала на подписание этого самого соглашения. Была надежда, что его удастся подписать и 29, и 30, и 31 декабря. Однако, подписание не состоялось — учитывая дело Юлии Тимошенко. Тогда Польша была очень разочарована. Прошло два года и снова подписание было очень близко. Еще ближе, чем тогда.
ЕС справедливо ставил условия перед Украиной — внесение изменений в законодательство, особенно того, что касается сферы правосудия (вместе с решением дела Тимошенко) и выборов. Однако, мало внимания он посвятил необходимости выдачи гарантий Киеву, что в случае подписания соглашения об ассоциации он не понесет потери в результате российских санкций, которыми угрожала Москва. Российские угрозы оказались более эффективными от европейских обещаний.
Конечно, еще есть шанс, что соглашение об ассоциации будет подписано. Об этом говорили, и европейские лидеры, и сам Янукович, на которого оказывают дополнительное давление массовые протесты — «Евромайдана» в Киеве, Львове и других украинских городах. Это может произойти даже весной 2014 или позже — только при условии, что Европейский Союз будет действовать эффективнее, чем в последние месяцы.