Несколько дней назад на Украинской фондовой бирже по стартовой цене — за 5 млн. 247 тыс. 863 грн. — был продан пакет акций (24,56 проц., одна акция — 25 коп.) ОАО «Хартрон». Как и планировалось, совладельцами «Хартрона» стали россияне — ЗАО «Ассоциация содействия конверсионной деятельности» (АСКОНД) и ЗАО «НПП «Конверс-электроприбор».
— Хочу подчеркнуть, что все деньги, вырученные от этой сделки (кстати, они были перечислены на следующий день после торгов), будут направлены на ликвидацию последствий аварии на Диканевских очистных сооружениях, — говорит генеральный директор «Хартрона» Николай Вахно (на снимке). — Для этого потребовалось специальное распоряжение Кабмина. Что касается остальных наших акций, их распределение осталось прежним: за Фондом госимущества Украины закреплены (до марта 2006 года) 50 проц. плюс одна акция, 15,44 проц. — нынешние и бывшие работники объединения и 10 проц. — различные юридические и физические лица…
Итак, завершилась почти восьмилетняя история попыток продать российским партнерам часть хартроновских акций, чтобы заново оформить и закрепить былую тесную кооперацию. Остались позади годы сложных переговоров, горячих обсуждений (некоторые нардепы категорически возражали против продажи «национального достояния»), неудачных попыток продаж. Причин для этого находилось много. Одной из важнейших из них следует признать весьма преувеличенную оценку стоимости «Хартрона», которую провели специалисты Фонда госимущества. Они (сегодня аппарат ФГИ сменился, так что виноватых не найдешь) не учли прошедшую в 1996 году индексацию фондов объединения. В результате стоимость примерно половины акций «Хартрона» (предполагалось, что меньше россияне покупать не согласятся) оказалась на уровне 35 млн. грн.
— Любой товар стоит столько, сколько покупатели за него могут отдать, — отмечает Николай Иванович. — Мы сами оцениваем весь «Хартрон» примерно в $4 миллиона. И минувшие торги подтвердили такую оценку. Что касается неудач в продажах акций… Мы предлагали их не тем партнерам. Тот же Центр имени Хруничева, НПО имени Лавочкина и другие государственные структуры сегодня не имеют необходимых для таких покупок средств. А АСКОНД… Речь идет о группе предприятий бывшего министерства общего машиностроения, которые сейчас не без успеха занимаются самыми различными видами деятельности. В частности, «Хартрон» вместе с АСКОНДом занимался конверсией ракеты СС-18 в ракету «Днепр». Кстати, работу с этим носителем мы рассматриваем как самый перспективный наш проект на ближайший десяток лет. Три пуска этой ракеты с коммерческим грузом уже прошли (постучим по дереву) удачно…
Успешно развиваются три главных направления деятельности объединения: разработка и изготовление систем управления для ракет и космических аппаратов, в энергетике (в основном, атомной), а также «железнодорожные» проекты. Надо полагать, теперь у «Хартрона» появились шансы получать из России заказы, не только связанные с пусками «Днепра». К примеру, харьковчан давно уже привлекают необъятные рынки российских железных дорог и нефтегазового бизнеса.
— Большую часть заказов мы получаем только в результате победы на тендерах (настоящих, а не формальных), — рассказывает гендиректор «Хартрона». — Иногда приходится работать даже себе в убыток. Но у нас есть весьма перспективные разработки. Среди них комплексная система диагностики атомной станции (КСД) — проект, который, возможно, мы будем выполнять для украинского «Энергоатома». Таких КСД пока нет ни у нас, ни на Западе. Масштабная работа ожидает нас и в рамках проектов «украинского космоса». После недавнего подписания Президентом Украины соответствующего указа появились перспективы у украинско-бразильского проекта, в котором «Хартрон» принимает участие в качестве разработчика систем управления ракеты «Циклон-4»…
Вся эта работа была бы невозможна, если бы «Хартрону» не удалось сохранить солидную часть своего коллектива. Вот уже не первый год ситуация в объединении вполне стабильна. А средняя зарплата здесь уже превысила 600 грн.
Аркадий Генкин.