Дерзкий фермер расправляется с крестьянами, которые хотят вернуть свои паи.
Все село держит в страхе фермер Иван Марец с Сокола, что в Каменка-Бугском районе. Люди говорят, что делец обманом отобрал у них имущество, а теперь еще и нападает на них среди бела дня. 1 октября возмущенные крестьяне пикетировали районную прокуратуру.
… В 1997 году крестьяне выразили недоверие тогдашнему председателю колхоза и разделили имущество. Часть пайщиков направилась к бывшему председателю, а почти двести крестьян доверили свое имущество голове фермерского хозяйства Ивану Марец. Уже через год люди поняли, что их обманули. Предприимчивый фермер приватизировал человеческое имущество, а 70 человек, которые работали у него, уволил по статье. В отчаянии крестьяне обратились в суд.
«Десять лет мы судились за наше имущество, — рассказывает жительница Сокола Галина. — 25 сентября этого года суд наконец вынес решение, Марец незаконно его приватизировал. Но он уже успел распродать почти все, что было на территории колхоза».
Иван Марец теперь бросается на крестьян. В субботу его жертвами стали двое мужчин. Ярослав Курнат и Владимир Чех, которые после избиения лежат в отделении травматологии Каменка-Бугской центральной больницы.
На господина Ярослава страшно смотреть: весь избитый, с огромным синяком под глазом, от каждого движения вскрикивает от боли.
«Третий день здесь лежу, все болит, наверное, почки отбили, — жалуется Ярослав Михайлович. — После обеда в субботу ехал на велосипеде по центральной улице в магазин. Напротив шли четверо: Иван Марец, его сын Максим и еще двое неизвестных. С ними был пес. Они его натравили на меня. Затем подбежали, ударили тяжелым предметом по голове и поволокли во двор. Слава богу, это увидели, а то никто бы и не знал, где я делся. Меня затащили в «каптерку». Угрожали, что вывезут в лес, закопают, и никто не будет знать. Били ногами, чем видели. Я потерял сознание. Когда очнулся, обнаружил, что пропали деньги, мобильник, даже обручальное кольцо. При себе имел пятьсот гривен».
Владимиру Чеху трудно говорить. Весь в синяках, с локтя, перевязанного бинтом, просачивается кровь. «Кровавой» субботы тоже шел по центральной улице села. Господин Чех — председатель союза «Мрия», которую создали крестьяне в 2006 году, чтобы отсудить свое имущество. Он боится, что за это Иван Марец хочет свести его в могилу. «Они на меня напали на дороге, — вспоминает те события человек. — С ними была овчарка, натравили ее на меня. Потом сбили с ног. Дальше ничего не помню. Очнулся в темном помещении без окон, дверь снаружи закрыта. Слышу, возле меня кто-то стонет. Это был Ярослав. Карманы пусты: исчезли деньги, телефон. Третий день здесь лежу, не было ни судмедэксперта, ни следователя. Только в субботу принимал показания участковый».
Свидетели избиения вызвали милицию. Но не ожидая правоохранителей, ушли сами освобождать односельчан. «Марец нам говорил, что у него никого нет, — рассказывает жена Ярослава Курната госпожа Александра. — Мы знали, что мужчины закрыты в «каптерке». Я позвонила на мобильный мужа, ответил Марец. Сказал: «Сучка, ты будешь третья». До сих пор этот изувер не раз держал в неволе избитых людей. Месяца три назад избил мужчину, который пас корову на территории хозяйства. Умышленно открывает ворота, чтобы зашла корова на территорию. Пастух, идет за ней, снимает на видео. Потом пишет заявление в милицию, что тот незаконно проник на его территорию и обокрал. Так один невиновный человек получил два года условно. Это же не его собственная территория, а общего пользования. Недавно женщина зашла на пастбище за коровой, Марец натравил на нее собак. Однажды избил инвалида, который не имеет ног. Несчастный пас коров, и одна зашла за сетку. Марец схватил бедолагу, избил и сказал: «Тебе обрезали ноги, надо обрезать еще и язык». Мужчину, который бросился на помощь, тоже избил. Оба лежали в больнице. Написали заявления в милицию, на этом все закончилось. За людьми по селу с топором бегал. Соседский мальчик залез на яблоню на территории хозяйства, стрелял в него из ружья».
Депутат Желдецкого сельского совета Богдан Палас имеет синяк под глазом. Тоже пострадал в субботу. «Марец ударил меня камнем в присутствии милиции, — рассказывает. — Иду снимать побои. Я 14 лет работал в том колхозе: прессовщиком, начальником цеха, столяром. Полгода был бригадиром строительной бригады. Заработал лишь несколько мешков пшеницы. Потом меня уволил по статье. Он хотел сделать нас рабами. Все у нас отобрал, получил засеянное поле. У меня было имущества на три тысячи гривен. По ценам 97-го года Марец продал комбайн за две тысячи, плюс я бы имел корову. Теперь за те деньги куплю старое колесо от комбайна. Крестьяне ему доверили имущества почти на два миллиона гривен. Это техника, здания, скот. Когда-то люди сами строили колхоз за трудодни, все делали вручную. А он все забрал себе. Многие уже крестьян умерло, так и не дождались ничего».
На территории бывшего колхоза, где теперь хозяйничает Иван Марец, полная разруха. Под забором стоят заржавевшие комбайны, тракторы, грузовики, ферма вот-вот упадет. Осталось несколько бетонных плит. Село собралось против фермера. Когда я приехала в село, начали собираться люди. Три десятка возмущенных людей друг перед другом рассказывали о бесчинствах горе-односельчанина.
— Все Марец разобрал, продал, — сокрушенно качает головой местная жительница Екатерина Михайлюк. — Думали, что Бога за бороду схватили. А тут такой обман! Нам нечем свою землю обрабатывать — вся техника у него. Он хочет имущество пайщиков, которые уже умерли, загрести себе. Если он его примет, живым ничего не достанется. Там уже и так ниц не осталось.
— Я предупреждал людей, чтобы с Марец не связывались, — говорит председатель Желдецького сельского совета Михаил Питковский. — Моя предшественница помогла ему подделать документы на приватизацию имущества. Я его хорошо знаю. Это кара Божья для села.
Ивана Марец я встретила в Каменка-Бугском райотделе милиции. Крепкий седой мужчина, чувствует себя уверенно.
— За что людей побили? — Спрашиваю.
— А кто их бил? Я их не трогал. Это они меня избили.
— Имущество собираетесь возвращать?
— Имущество возвращено.
Далее Иван Марец разговаривать с журналистом отказался.
В милиции сообщили, что проводится проверка по этому делу. «Будет принято законное решение. Пострадавшие принесли заявления, перед этим было еще несколько», — пояснил заместитель начальника Каменка-Бугского райотдела милиции Виктор Браташ.
P. S. Когда материал был готов к печати, стало известно, что уголовное дело до сих пор не возбудили. «Мы рассматриваем материалы дела. Опрашиваем свидетелей. Есть шесть заявлений на Ивана Марец. Уголовное дело не возбудили, потому что еще нет выводов судмедэкспертизы», — рассказал начальник уголовного розыска Каменка-Бугского райотдела милиции Павел Лоза.