Здоровье дарят олени

Здоровье дарят олени На чем развозит подарки Дед Мороз? Любой малыш скажет — на санях, в которые запряжены северные олени. Теперь новогодний дедушка для своих путешествий может взять этих рогатых красавцев и в Украине. Ведь на Закарпатье стараниями фермера Михаила Бугаша постепенно возрождается оленье хозяйство, расположенное на 57 гектарах леса и поля между селами Иза и Липча в Хустском районе.

Северных пятнистых оленей завезли в 1986 году. Тогда первый секретарь Хустского райкома партии Павел Гвоздянський узнал из литературы о целебных свойствах оленьих рогов. В России у него был друг, который работал в одном из местных оленьих хозяйств. С ним и договорился о покупке животных. 32 оленей переправили на Закарпатье самолетом и поселили на землях колхоза имени Мичурина.

— Северные олени, родина которых — Приморский край России, прекрасно прижились в Карпатском регионе, им понравился наш климат, растительность, они стали хорошо размножаться, — вспоминает Михаил Бугаш, который тогда работал в колхозе зоотехником.

К середине 90-ых годов ферма процветала: здесь содержалось более 350 животных. Но потом крестьянское предприятие обанкротилось. Тогда, по словам Михаила, чтобы избавиться от лишних хлопот, местные руководители решили отстрелять животных. И нескольких оленей таки убили. Бугаш не мог спокойно на это смотреть и взялся спасти ферму: как имущественный пай забрал себе 63 оленей.

— Было очень тяжело, — говорит мой собеседник. — Ведь содержание такого поголовья требует больших капиталовложений: несколько тысяч гривен в год стоят только корма, а ведь еще нужно платить рабочим, покупать биодобавки, лекарственные препараты… Пришлось научиться многим профессиям, узнать как штукатурить потолки своими руками, как лес рубить и строить заборы и много другое.

Михаил Бугаш показывает свое хозяйство. Радуется: если три года назад животных было около сотни, то сейчас вдвое больше. Вместе заходим на территорию фермы. Олени, издалека заметив хозяина, подходят ближе. Знают, что пришел к ним не с пустыми руками.

— Малыш, Малыш, — гладит Михаил вожака оленьего стада. Животное смело берет кусок хлеба из рук хозяина. — Ему пошел двенадцатый год. Обычно северные олени живут 11-12 лет. Малыш у нас почти долгожитель. Удивляюсь, что он до сих пор остается вожаком стада. Ведь стареньких оленей молодежь обычно выгоняют. А он молодец, держится…

Летом содержать оленей легче, ведь есть достаточно корма. С наступлением холода они подтягиваются поближе к кормушкам. Вот и сейчас трутся возле них. Все животные — ухоженные, лоснятся, видно, что хозяин не экономит на своих любимцах.

— Сейчас у оленей брачный период, в это время они ведут себя агрессивно, самец может и рогами пырнуть. Каждому достается в среднем по пять-десять «девушек», — шутит фермер. — Через семь месяцев оленихи приводят потомство. В среднем за год ферма пополняется двадцатью-тридцатью малышами.

В марте животные сбрасывают старые рога. Они пригодны лишь на сувениры. Владелец фермы вместе с оленеводами прочесывают территорию в поисках «гордости» северных пятнистых.

— В июле у животных вырастают новые рога — панты, — рассказывает далее Михаил. — Они мягкие, губчатой структуры, покрытые будто бархатом, легко ломаются. От такой травмы животное может истечь кровью и погибнуть. Имеем два-три дня, чтобы срезать панты, иначе они задеревенеют.

Спиливает молодые рога ветеринар. Процедура эта гуманная, длится всего несколько минут, и олень не страдает. Рана достаточно быстро заживает, начинается регенерация костной ткани. Срезанные рога измельчают и заспиртовуют. Далее Михаил Бугаш сдает сырье на Тернопольскую фармацевтическую фабрику, где из нее производят препарат «Пантокрин».

— В свое время было с этим много хлопот, — продолжает он разговор. — Сначала фабрика платила продукцией — отдавали мне 40 процентов произведенных лекарств. Но сбывать через аптеки я его не мог, не имел на это разрешения. Раздавал родственникам и знакомым, поэтому выгоды от этого почти не было. Со временем ситуация усугубилась, потому фармацевты вообще отказались принимать оленьи рога. Это связано с тем, что на препарат упал спрос. Ведь «Пантокрин» считается не основным, а вспомогательным медицинским средством. Пациенты его принимают по желанию. В прошлом году ситуация улучшилась, и теперь сдаю оленьи рога за деньги. Прибыль хоть и не очень большая, но хоть немного зарабатываю на корма.

Известный на Закарпатье специалист по народной и нетрадиционной медицины Татьяна Маркович говорит, что лекарства из оленьих пантов очень полезны для человеческого организма.

— Они укрепляют иммунную систему. Особенно их рекомендуют тем, кто подвергся хирургическому вмешательству, принимал антибиотики. Под действием активных веществ, содержащихся в оленьих рогах, организм быстро восстанавливается. Также препараты из пантов полезно принимать людям с расстройствами нервной системы, мужчинам для усиления потенции. Однако предостерегаю: их должен назначать врач, так как при достижении определенного возраста эти лекарства могут и навредить.

Михаил Бугаш надеется, что наступит время, когда он будет получать за свой труд достойное вознаграждение. А еще мечтает создать возле фермы туристический комплекс. Люди приезжали бы сюда полюбоваться красотой северных пятнистых оленей и хотя бы немного компенсировали фермеру-энтузиасту расходы на содержание хозяйства.