«Центр занятости открыли, чтобы безработным было чем заняться»

Центр занятости Ежедневно во Львовском городском центре занятости регистрируются 40-50 человек.

Количество официальных безработных в Украине постепенно уменьшается. За июнь людей, стоящих на учете в центрах занятости, стало на 68 тысяч меньше — «всего» 863,7 тысячи (зимой было более 900 тысяч). Такие оптимистичные цифры обнародовала пресс-служба Министерства труда и социальной политики.

Во Львовском городском центре занятости сейчас и правда не так людно, как было несколько месяцев назад. Создается впечатление, что работу ищут только женщины. Из четырех «банкоматов» (специальные компьютеры, на которых безработные могут просматривать базу вакансий) люди подходили к одному-двум, но корреспондент не заметила, чтобы кто-то записывал с них или отпечатывал. То предложения не подходят, то люди не особо задумываются про поиск работы

Оксана стоит на учете в Сокальском центре занятости с начала апреля, но до сих пор не нашла работы. Периодически приезжает на львовскую биржу труда, и безрезультатно. Говорит, сначала искала по специальности, а теперь согласна на что угодно, лишь бы человеческие условия труда. Сейчас активно пытается трудоустроиться используя сайт поиска работы. «Несколько лет работала бухгалтером в магазине, но весной попала под сокращение. Наш директор по специальности бухгалтер, поэтому решил, что теперь будет сам вести бухгалтерию. У нас в магазине не было компьютера — весь учет мы вели вручную. У меня нет возможности записаться на компьютерные курсы, а центр занятости не проводит, — говорит Оксана. — Мне предлагали работу на чулочной фабрике, но там неприемлем график — с девяти до одиннадцати часов. А как домой добираться? Да и зарплата небольшая».

Женщина говорит, что когда стала на учет в центр занятости, материальную помощь получила лишь раз — за апрель. Да и то только часть. Зато львовянка Галина говорит, что деньги выплачивают вовремя, но мало. «Меня уволили еще зимой, но тогда вышел закон, что тем, кто уволен по согласию сторон, три месяца помощи не выплачивают (в начале июня эту норму отменили. — Авт.). Я работала продавцом и официально получала минимальную зарплату, остальные платили на руки. То сначала получала примерно 350 гривен помощи, а за июнь вообще дали только 200, — говорит безработная. Она аккуратно переписывает на листок чуть ли не все объявления о поиске продавца. Хотя и не очень верит, что найдет хорошую работу. — В центре занятости постоянно проводят какие-то занятия, читают лекции, но они ничего не дают, разве время забирают. Мы между собой шутили, что центр занятости открыли для того, чтобы безработным было чем заняться. Я полжизни работала продавцом, меня не надо учить, что такое кассовый аппарат. Искала и по газетным объявлениям, но результат тот же. Мне почти пятьдесят, а теперь все хотят молодых девушек. Я уже на столько собеседований находилась … Говорят, что «вам перезвонят», но не звонят. А если я им подхожу, то мне не подходят их условия. Ведь это только так выглядит, что продавцом легко работать. Мне предложили работу в железном киоске. Там такая духота, что все шоколадки оплавились. Кто такое хочет покупать? К вечеру у меня пошла кровь носом из-за жары. А зимой там, пожалуй, можно замерзнуть. Я там не задержалась. Через газету можно найти работу, но без трудовой. А мне до пенсии нужен стаж…».

Еще одна молодая женщина просматривает вакансии, хотя находится в декретном отпуске. Несколько дней назад ей позвонили и сообщили, что сеть магазинов компьютерной и офисной техники, в которой она работала, обанкротилась. Утешили, что трудовую книжку вышлют по почте. До окончания декретного отпуска еще полгода, но молодая мама уже отдала ребенка в садик, чтобы адаптировалась. Сама же начала искать работу, ведь, по ее словам, быть домохозяйкой сейчас слишком дорогое удовольствие.

Если посмотреть на стенды с вакансиями, то выглядит, будто работу найти нетрудно. Но в большинстве случаев людям предлагают копейки. Скажем, завод ЛОРТА ищет инженера-механика, высшее образование обязательно. Зарплату же предлагают от 850 гривен. Лучше уж идти в милиционеры — ни образования, ни опыта работы на надо, и платят больше. «Вплоть» до 1300 гривен в месяц. 1200 и больше предлагают официантам. Ищут санитарок, швей, разнорабочих. Зарплата — преимущественно от 700 гривен до 1000.

«Последние три-четыре месяца количество людей, которые становятся на учет в центр занятости, не увеличивается. Но и не уменьшается. Ежедневно регистрируем 40-50 безработных, а трудоустраиваем за месяц 550-570 человек. Больше всего вакансий в торговле и легкой промышленности. Не потому, что там появляются новые рабочие места, а потому, что там текучесть кадров велика. Скажем, постоянно приглашают на работу швей. Но там и зарплаты небольшие, и условия труда таковы, что люди не выдерживают. Ведь весь день надо просидеть, не разгибаясь. Да и зрение портится, — говорит директор Львовского городского центра занятости Олег Рисный. — Отправляем людей и на общественные работы — в военкомат, в Общество Красного Креста, где они оказывают социальную помощь старикам и инвалидам. Общегосударственных общественных работ, отказ от которых может избавить безработного выплат, пока не определили».