Военное имущество оседает миллионами в частных карманах

Анатолий Гриценко Армия должна быть вне политики. Это аксиома каждого демократического общества. Украина тоже задекларировала принцип аполитичности собственных Вооруженных сил. Однако влияние политиков на их жизнедеятельность остается ощутимым. И не всегда его можно объяснить государственными интересами. Армия — это еще и часть большого народнохозяйственного комплекса с многочисленными материальными ресурсами. У многих есть соблазн воспользоваться ими ради частной выгоды — в ущерб тому же войску и государству. И пользуются, ощутив высокое покровительство. Такие мысли возникают после разговора с бывшим министром обороны Украины Анатолием Гриценко.

— Анатолий Степанович, какая сейчас ситуация с продажей избыточного военного имущества?
— У нас сложилась практика, когда с приходом каждого нового правительства принимается решение о приостановлении реализации и аренды этого имущества. Каждый раз по-новому проходит оценка имущества. Цель будто бы благородная — разобраться, чтобы не было злоупотреблений (хотя непонятно, чем тогда постоянно занимаются правоохранительные и контрольные органы). С другой стороны, согласно закону, вырученные от продажи и аренды военного имущества средства должны идти на нужды армии. Так вот после таких «тормозных» решений Кабмина относительно военного имущества Вооруженные силы недополучают финансирование — а это миллиард, бывает более двух миллиардов гривен.

Ряд решений, которые приняты нынешним министром или правительством при его согласии, я не принял бы или не разрешил их принять. Я бы не передал местной власти военные городки во Львове, Днепропетровске и Одессе на тех условиях, на которые это сделал нынешний министр. На меня постоянно со всех сторон совершали давление относительно их передачи под предлогом подготовки к Евро-2012. Я докладывал Кабинету Министров, Президенту, что речь идет о сотнях миллионов, которые могут быть направлены на развитие армии, но которые стараются забрать из общегосударственной собственности в пользу местной власти, а если смотреть дальше — это частного бизнеса. Лично добился, чтобы в президентском указе относительно Евро-2012 было записано: «С надлежащей компенсацией Министерству обороны стоимости переданных объектов». Бизнесмены, владельцы футбольных клубов — небедные люди, они могли бы уплатить государству справедливую цену за приобретенные объекты. Так как Евро-2012 пройдет, а недвижимость останется в их собственности навеки. К сожалению, вынужден констатировать, надлежащей компенсации армия, так и не получила. Речь идет не об одном десятке миллионов. И тогда возникает вопрос: кому и в какой пропорции они достались?