В то утро известный коллекционер Марк Симкин вышел во двор выгулять собачку.
А когда вернулся в квартиру, его жена и сын уже были связаны, на их головы одеты мешки и картонные коробки. Самого коллекционера ловким ударом в живот отправили в нокаут и также связали. После чего из квартиры исчезли все произведения искусств, которые господин Марк собирал на протяжении многих лет. Среди похищенных шедевров была и бронзовая скульптура работы Лансере (1888 год) «Князь Святослав на пути из Царграда», которую владелец собирался передать для экспонирования в Художественный арсенал Киева.
После этого ограбления частного коллекционера прошел более как год, и ни одного экспоната из его коллекции сотрудники правоохранительных органов не нашли. Сам потерпевший, когда пришел в себя после пережитого, начал анализировать ситуацию и сделал неутешительные выводы: в Украине появилась банда, которая начала охоту на частных коллекционеров.
Среда частных коллекционеров узкая и специфическая. Все они общаются между собой. Эти люди пренебрегают новейших коллекционеров, которые в последнее время бросились скупать произведения искусства. «Мы лазили по чердакам, разыскивали произведения, от которых из-за невежества их директоров отказывались музеи, реставрировали их, сохраняли для потомков, — говорит Марк Симкин корреспонденту. – А «новые украинцы» покупают картины, чтобы отмыть свои грязные деньги. Если у чиновника зарплата — две тысячи гривен, ему тяжело объяснить, на какие прибыли он купил, скажем, яхту. Вот и покупает этот чиновник картину, которая стоит миллионы. О ней всегда можно сказать, что досталась в наследство. И вдобавок это удобное вкладывание средств. С годами произведения искусства лишь дорожают».
Вспоминая детали ограбления, Марк Симкин приходил к выводу, что в его квартире побывали не наркоманы, а настоящие профессионалы. Слыша общение бандитов, он обратил внимание на то, что преступниками руководил профессиональный искусствовед. «Эту статуэтку возьмем, эту картину можешь оставить… — слышал владелец коллекции. — А эту статуэтку подними мне, так как знаешь, что я плохо вижу…». Тогда в Западной Европе, и среди «новых украинцев», распространялась мода на приобретение произведений французских художников и украинских художников, которые работали во Франции. И именно картины таких художников украли из частной коллекции Симкина.
Подозрения о том, что действовали профессионалы, подтвердила и милиция, которые осматривали квартиру после ограбления. Милиционеры заметили, что бандиты вели себя как опытные оперативники, которые проводят обыск в квартире по определенным правилам.
Со временем вести об ограблении частных коллекционеров начали поступать из разных регионов страны. Через неделю после ограбления львовянина Симкина, скажем, в Херсоне ограбили известного коллекционера Владимира Тирона. Херсонец рассказал своему львовскому товарищу по несчастью, что во время ограбления также слышал похожую фразу от одного из нападающих: «Поднимите мне ближе, я плохо вижу…». Очень похожие нападения фиксировали в Одессе и областном Николаеве.
Общаясь между собой, коллекционеры обратили внимание на то, что грабят людей, которые начали собирать свои коллекции в советские времена. Все они тогда находились на учете в КГБ. Так вот, жертвы нападений предполагают, что, в руки бандитов могли попасть картотеки КГБ, которые в свое время составили бойцы невидимого фронта.
На протяжении последних лет десятки частных коллекционеров были лишены произведений искусства почти по одинаковому сценарию. На Закарпатье, скажем, дважды грабили вдову известного художника Адальберта Эрдели госпожу Магдалину. В 2000 году двое воров пробрались ночью в дом вдовы, закрыли ее в ванной комнате и украли четыре картины покойного мужа. Наверное, заказчику похищения со временем захотелось расширить свою коллекцию, итак весной 2004 года неизвестные вторично забрались в дом 88-летней Магдалины Эрдели. Женщину связали проводом и украли несколько десятков картин. В той же области, в городе Виноградове, из дома 77-летнего частного коллекционера грабители, связавши хозяина, вынесли картины известных художников Бокшая, Эрдели, Глюка, Контратовича, Никиты и даже «Обеднюю молитву» Моне.