Два года в Украине действует обязательное страхование гражданско-правовой ответственности. Но полноценно занять отведенное место у «автогражданки» никак не получается. Поговорить о проблемах и перспективах ОСГПО «АиФ» предложил за круглым столом.
— Что мешает ОСГПО вступить в свою законную силу, почему люди не спешат страховаться ?
Иван ГУМИНСКИЙ, заместитель Генерального директора МТСБУ:
— Проблемы в страховании есть и будут, но их можно и нужно решать. Сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста страхования. За первое полугодие 2007 года подписано около 1,7 млн. полисов — это на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И более чем на 40% выше показателя 2005 года. Аналогично растут и премии. За период действия «автогражданки» мы выдали более 6,5 млн. полисов и получили премии в 1,3 млрд. грн. Главный вопрос на сегодня -это исполнение страховщиками своих обязательств перед страхователем. Мы наблюдаем позитивную тенденцию, но анализируя опыт других стран, понимаем, что нам предстоит решить ряд проблем. Например, у отдельных страховщиков происходит затягивание выплат по страховому случаю. Чтобы понять причины, МТСБУ модернизирует форму отчетности компаний. В среднем 76% заявлений о компенсациях урегулировано. Бюро активно сотрудничает с ГАИ по оценке всех ДТП, мы получили доступ к данным по всем ДТП в стране. Необходимо автоматизировать выдачу Госавтоинспекцией страховым компаниям справок о ДТП. Уверен, это значительно ускорит урегулирование заявлений на компенсации. Кроме того, клиенты должны четко усвоить алгоритм поведения для оперативного получения выплат. Одновременно бюро разработало изменения в закон -их суть в переориентировании законодательства в пользу потерпевшего, а не СК.
Виктор ЧАБАН, замдиректора Департамента Страхового надзора Госфинуслуг:
— На страховом рынке есть компании, у которых довольно часто происходит задержка выплат по страхованию КАСКО и ОСГПО, но я не назвал бы ее системной, потому что за первое полугодие в наш Департамент поступило всего 332 жалобы. Иногда есть случаи, когда СК задерживают страховые выплаты из-за фактов сговора между работниками СК и клиентами. Такие страховые случаи требуют более тщательного расследования, что и приводит к задержке страховых выплат. Кроме того, при большом количестве заключенных договоров СК, сделавшие ставку именно на КАСКО и ОСГПО, не в состоянии произвести единовременные выплаты по всем страховым случаям, что тоже приводит к задержке.
Некоторые компании, оценив свои возможности работы по ОСГПО в течение 12 месяцев, вообще не заключали договоров по этому виду страхования. Именно поэтому Госфинуслуг аннулировал лицензии у 7 компаний.
Александр МИКОЛЕНКО, зам. Председателя правления ЗАО «АСК «ИНГО Украина»:
— Такие тенденции характерны для рынка с развивающейся «автогражданкой». Российские коллеги говорят, что за время ее действия в России количество страховщиков, серьезно занимающихся ОСАГО, уменьшилось практически вдвое. Реально этот вид услуг там оказывает 30-40 страховых компаний из 172, имеющих лицензию на данный вид страхования. В Украине сегодня ОСГПО занимается более 80-ти компаний. СК, которые ответственно ведут «автогражданку», понимают, что им нужно в первую очередь наладить цепочку от сообщения о страховом событии до выплаты. Конечно, есть объективные причины, которые несколько задерживают процесс, например, обязательное рассмотрение дела в суде. Тем не менее одни компании успевают уложиться в срок, а другие нет. Это проявляет проблемы отдельно взятой СК. Чаще всего компании, еще не наладившие полноценную цепочку, имеют задержки с выплатами возмещений.
— Эксперты говорят, что в России ОСАГО был реализован очень оперативно. Может быть, стоит использовать ноу-хау соседей ?
Олег КАРПЕНКО, нач. отдела обязательных видов страхования ОАО «СК «НОВА»:
— В России были использованы достаточно жесткие методы внедрения ОСАГО, в том числе — массовые проверки на предмет наличия полисов у водителей со стороны ГАИ и соответствующие штрафные санкции. В результате за 2-3 месяца было застраховано около 90% всех автовладельцев.
Премии российские страховщики собрали, вместе с тем, ситуация с урегулированием и выплатами далека от идеала. Мы сталкивается точно с такими же проблемами, что и россияне, и до европейского уровня сервиса обеим странам предстоит пройти долгий и нелегкий путь.
— А контроль ГАИ дает реальный эффект для стимула страхования ?
Василий ЗАЙЧЕНКО, начальник Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ МВД Украины:
— Неспешность водителей в использовании «автогражданки» — это проявление украинского менталитета: «пока меня это не касается, я не буду этого делать». Я думаю, что контроль на дорогах и штрафы особого результата не дадут, пока существует возможность избежать наказания. Реальный результат может дать комплексная реализация закона об обязательном страховании. Во-первых, необходимо требовать наличия страхового полиса при регистрации автомобиля и при прохождении гостехосмотра. Именно так сегодня взимается транспортный сбор. Уверен, мало водителей понимают необходимость этого сбора, особенно вспоминая состояние наших дорог. Но они его платят. Тот же эффект будет и с ОСГПО. Во-вторых, сегодня у нас растет количество автомобилей на дорогах и, соответственно, количество аварий — в общей сложности на 32%. Объективная картина заставляет людей думать о страховке. Нужно понимать, что этот ОСГПО — это в первую очередь защита пострадавших в ДТП. Страхование также должно сработать на повышение дисциплины. Вопрос решается просто: есть данные о нарушениях водителем ПДД — стоимость страховки для него повышается.
Дмитрий ОВДИИ, заместитель председателя Правления, ФГ «Страховые традиции»:
— Когда госструктуры заговорили об обязательном контроле наличия «автогражданки», мы ощутили рост заинтересованности клиентов. Объем продаж увеличился. По инерции это в какой-то степени продолжается и сейчас. При этом клиенты уже ориентировались не на «короткие» полисы, а страховались на год. Конечно, львиная доля общего объема полисов — это 15-дневки, но статистика аварий заставляет автовладельцев задуматься о более долгих сроках.
А. Миколенко:
— Люди начинают воспринимать страхование как необходимость. Хотя, конечно, здесь проявляется двойной эффект: срабатывает еще и боязнь контроля. Если посмотреть картину по стране, мы увидим, что максимальное количество годовых полисов приходится на киевлян и жителей других крупных городов. Там, где машин не так много, люди все еще ориентируются на 15-дневные полисы.
— Похоже, это связано с непониманием целесообразности страхования и недоверием к страховщикам ?
И. Гуминский:
— В августе-сентябре бюро проверит СК, отстающие в части урегулирования своих страховых случаев. Речь идет не о ревизии, а об анализе проблем механизма реализации. С октября полученная аналитика будет в свободном доступе на сайте бюро, чтобы люди видели, как себя ведут различные СК в части урегулирования выплат.
— Страховые компании заинтересованы в этом анализе?
О. Карпенко:
— Открытый мониторинг заставит компании повышать
качество своих услуг и оздоровит рынок. Страховщики, нацеленные на достижение краткосрочных результатов по привлечению платежей любой ценой (демпинг, увеличение лимитов ответственности, завышенное комиссионное вознаграждение посредникам и т.д.), вряд ли смогут отвечать по своим обязательствам. Такие компании вынуждены будут уйти с рынка. Кроме того, результаты проверок, публикация выявленных нарушений и открытое применение штрафных санкций будут повышать доверие людей к институту страхования. В мониторинге заинтересованы компании, ведущие взвешенную, грамотную рыночную политику.
Д. Овдий:
— Такая аналитика важна, прежде всего, для самих СК как показатель способности компании без задержек компенсировать ущерб потерпевшим. СК должны быть готовы быстро и компетентно проводить урегулирование по всей территории Украины, что особенно важно в условиях роста продаж ОСГПО и усиления контроля со стороны МТСБУ. Если владелец полиса оказался виновником ДТП, ему достаточно обратиться с заявлением в СК, где он застраховал свою ответственность, и все дальнейшие вопросы, связанные с размером ущерба, условиями и сроками выплаты решают страховая компания и потерпевший. Поэтому для большей части потенциальных клиентов будет важен один вопрос — минимальная цена полиса. На страховом рынке продукт ОСГПО одинаков для всех, отличается только его стоимость. Сформированные резервы денежных ресурсов Финансовой группы «Страховые традиции» позволяют предложить страхователю полис ОСГПО по минимальным, допустимым законодательством тарифам.