Западная Украина по количеству смертельных случаев от пневмоний — на первом месте.
Паника прошлого года в сезон эпидемии посеяла растерянность, страх. Все это овладело людей мгновенно после сообщений о страшных вирусах, которые забирают жизнь молодых, физически здоровых и сильных людей. Большинство спряталось в свои норки, позакрывавши окна и пытаясь искать в новостях хоть какую обнадеживающую информацию. Кто-то использовал эту ситуацию в свою пользу, стараясь быстро заработать деньги или попарится. Вместе с тем, многие люди самоотверженно работали, осознавая угрозу для собственной жизни и здоровья. И если на старте эпидемии врачи были растеряны, так как столкнулись с таким впервые, уже через неделю ситуация стала контролируемой. В этом уверенный доцент кафедры внутренней медицины ЛНМУ им. Данила Галичского Анатолий Невзгода.
— Господин Анатолий в прошлом году в течении эпидемии вы каждый день — в эпицентре событий. Как никто хорошо знаете, что происходило. Почему люди так часто умирали от гриппа и пневмонии?
— Это была эпидемия гриппа, но специфического, не такого, как всегда. Кроме того, циркулируют несколько вирусов на территориях области. Есть сезонные вирусы, обычные для нас, и есть вирус калифорнийского гриппа. Умирают люди не от гриппа, а от его осложнений. Чаще всего — от пневмоний, которые в большинстве случаев появляются в двух контингентов людей: молодые люди возрастом ориентировочно до 25 лет и те люди старшего возраста, которые имеют сопутствующие инфекции. Лица, которые входят в эти группы, имеют изменения в иммунитете. Если старшие имеют сниженный иммунитет, то молодые — наоборот — гиперактивный иммунитет, другими словами, сильный иммунитет. Поэтому отвечают на инфекцию гипераллергической реакцией. Вернулись пневмонии, которые были присущи области в начале ХХ ст., в ХІХ столетии — так называемые крупозные пневмонии. Если по обыкновению 90% пневмоний, которые были в прошлых годах, занимают лишь один сегмент легких, то эти пневмонии занимают всю часть легких, что приводит к необратимым последствиям — изменений в крови, токсичных шоков, сердечно-сосудистой недостаточности. Любая маленькая пневмония имеет симптом «промокашки» — капля падает и растекается. Может растечься до крупозной, если ее не лечить. Если пневмонию лечат в первые 6 часов после диагностики (максимум — до 12 часов), то доказано, что можем остановить крупозную пневмонию на начальных стадиях. То, что люди говорят о легочной форме чумы, о том, что легкие на разрезе умерших — расплавлены, это не так. Легочной чумы нет, а легкие такой вид имеют вследствие крупозной пневмонии.
Причина смертей, с одной стороны, — поздняя диагностика, с другой — несвоевременно назначенное лечение, большое звено — самолечение. В Украине в ХІХ столетии была эпидемия туберкулеза. В газетах не писали, что нужно делать, как лечиться, как уберечься, но люди знали, что нужно себя оберегать. Советская власть привела к тому, что люди привыкли, что кто-то должен отвечать за их здоровье. В конце концов приходим к тому, что нужно отвечать за себя самим. Очень помогает в профилактике гриппа и его осложнений кислородный коктейль, который я рекомендую своим пациентам.
— А почему же эти пневмонии вернулись с начала ХХ столетия? Вы же говорите, мы о них давно забыли…
— Нет, мы их помним, просто этих пневмоний не было. Они постоянно циркулируют, но есть циклические изменения в природе вирусов, бактерий, и потому такие пандемии возвращаются три-четыре раза в столетие. Вот где делись холодные зимы? Они же были…
— Удивительно, что именно Львовщина более всего страдает со всей Украины…
— Не удивительно. Западный регион — зона поражения чернобыльским бедствием. Туча после Чернобыля пошла на Волынь, на Западную Украину. На Восточную Украину туча не пошла. А чернобыльский взрыв — эквивалент 40 бомб Хиросимы и Нагасаки. Западная Украина — регион людей с ослабленным иммунитетом. Поэтому у нас количество детей с лейкозами, с раком щитовидной железы растет. Можем сюда прибавить и социальное звено, и наследственность, и продукты питания, экологически загрязненные и генетически модифицированные, климат…
— Охарактеризуйте сегодняшнее состояние эпидемии, на какой она стадии — развития, пике, спада?
— Думаю, эпидемия уходит, но имеем опыт пандемий Китая и других стран с большим количеством населения, которые имели несколько волн эпидемии. Можно увидеть по людям в городе, который уже все — без масок, напряжение спало, паника — также. Надоело бояться — это характерная особенность украинцев: сначала очень пугаемся, а потом — вообще ничего не боимся. Это — нехорошо, так как закончится карантин, люди будут возвращаться в коллективы, итак говорить о том, что не будет еще одного пика эпидемии, мы сейчас не можем.
— До сих пор не известно, при каких симптомах нужно начинать бить тревогу. Одни говорят, самое страшное — высокая температура и симптомы гриппа, другие утверждают, что даже 37 градусов на термометре свидетельствуют о начале воспалительного процесса…
— Нормальная температура тела — от 36,4 градуса до 36,8. Если человек переживает эмоциональный стресс, если физические перегрузки, если много съел — температура может подниматься на один градус. Во всем мире температуру меряют дважды в день! Не так, как я вижу на вызовах, — люди сидят с термометрами, как курка на яйцах, и меряют температуру бесконечно. Температуру нужно измерять с шести до восьми часов утром и с 18.00 до 20.00 вечером. Любое повышение температуры — признак воспалительного процесса. Воспаление в организме имеет пять симптомов: повышение температуры, покраснение, боль, отек, нарушение функций. Температура и боль — основные симптомы воспалительного процесса. Но повышение температуры — это защита организма: чем выше температура, тем более выделяется интерферона — эндогенного вещества, которое вырабатывают лейкоциты. Интерферон уничтожает вирус. Для детей возрастом до 15 лет опасной есть температура, выше 38 градусов, которая свидетельствует о серьезных изменениях в организме. Это уже может быть воспаление легких, может быть и присоединенная бактерийная инфекция, а это означает, что ситуация выходит из-под контроля. Для детей возрастом после 15 лет угрожающая температура — выше 39 градусов. Несовместима с жизнью температура — выше 41 градуса. Имею очень большие предостережения относительно рекламы, так как где я в мире не работал — ни в США, ни в Германии, ни в Испании не видел рекламы лекарства на телевидении. Мне в Испании говорили: если наша страна имеет свыше 40 миллионов населения и не имеет полного цикла фармацевтической опеки лекарства, т.е. не имеет всего лекарства — гормонов, жаропонижающих, противовирусных и т.п. — эта страна не является независимой. Если мы будем покупать «тамифлю» и не будем иметь его своего — значит, мы уже являются зависимыми: в какой-то мере.
— Харьков начал вырабатывать свой препарат…
— Так, но в конце эпидемии. Хорошо, когда вы идете домой, и вас настигает автобус, но лучше все-таки в нем ехать.
— Наша страна вообще не была готова к этой эпидемии…
— Я б так не сказал. Имеем врачей, нужны антибиотики и пульсоксиметры. Это не чума. Шевченко писал: «Чума с лопатой ходила…». На тот свет ушло 30-40% населения городов и сел. У нас такой ситуации нет. Система в целом сработала нормально. Все звенья системы здравоохранения сработали удовлетворительно. Врачи работали, несмотря на то, будет оплата или нет, выходной день или рабочий, день или ночь…
— Люди сейчас, как никогда, прислушаются к своему организму. Какими должны быть симптомы?
— Когда поднялась температура и далее растет. Осложнения появляются тогда, когда на фоне температуры появляются и другие симптомы. Один из первых среди них — одышка. В этом случае нужно срочно вызвать врача.
— Говорят, умирают большей частью 30-, 40-летние…
— Тяжелейшие пневмонии — у спортсменов. Высочайшая температура — у людей физически крепких. Поэтому «испанка» — вирус гриппа — косила когда-то больше молодых и физически здоровых, так как у них более сильная реакция. Говорят, колесо, которое скрипит, дольше едет… Человек после 70 лет может перенести инфаркт миокарда, не ощутив его, а 15-летний ребенок от такого не выживет.
— Люди массово убегают за границу — по крайней мере в Тунис и Египет на море…
— Будем иметь свежую «радость», так как привезут нам свежие экзотические инфекции. Инкубационный период гриппа — от 6 до 48 часов. Сейчас, говорят, инкубационный период гриппа удлинен уже — до 80 часов. Человек заразный до недели от начала болезни. Следует ли ехать куда-то на Юг? Очевидно, что нет. Я не хочу сказать, что в Тунисе плохая медицина. Это французская колония, и медицина в них неплохая, но лишь для жителей этой страны. А для туристов все будет стоить больших денег. Добавьте, что иммунитет испытает двойную нагрузку, ведь изменяются климат, вода, пища… Лучше пересидеть дома.
— Говорят, эпидемия уйдет от нас тогда, когда иммунный ответ появится — вследствие контакта с вирусом или после вакцинации…
— Вакцинацию делать поздно. А иммунитет у нас уже выработался, даже у тех, кто сидел в доме и не контактировал с больными. Мы вирусу не запретим летать. Сталкивались с вирусом все: кто-то большей мерой, кто-то — меньшей. Наша иммунологическая память сработала хорошо. Но вирусов много, они изменяются. Поэтому нужно быть наготове и не терять осторожности и внимательности.