Наши соотечественники настолько встревожены ростом цен на продовольственные товары, что начали массово скупать… автомобили, квартиры и недвижимость за рубежом.
Казалось бы, внезапное подорожание продуктов должно бы заставить нас сесть на диету или, по крайней мере, быть более экономными. Тем не менее, очереди к кассам в супермаркетах становятся каждый раз все более длинными. Невольно возникает вопрос — откуда же все-таки у людей столько денег, если средняя заработная плата в стране не дотягивает даже до полторы тысячи гривен?
По данным Госкомстата, самые бедные украинские семьи проедают почти 70 % своих доходов. В среднем же украинцы тратят на пищу половину заработанных денег, тогда как по европейским меркам обеспеченными можно назвать те семьи, где на продукты питания тратят меньше двадцати процентов своего месячного бюджета. Англичане за месяц проедают 10-11% доходов, немцы — 12%, французы — 14%. По данными ООН, в прошлом годе 28 % украинцев жили за чертой бедности.
О потребительском буме свидетельствуют не только производители продовольствия, а и продавцы бытовой техники (они отмечают, что за последний год украинцы не просто стали покупать больше стиральных машин, телевизоров, холодильников, а и начали отдавать предпочтение более дорогим или даже очень дорогим моделям).
В туристической сфере вообще ажиотаж — в этом году объем рынка увеличился приблизительно на сорок процентов. Сейчас приобрести путевку на январь в Австрию или Египет практически нереально. Но чуть ли не наибольшие прибыли получают автодилеры — объем продаж новых автомобилей в октябре на 70% опередил показатель октября прошлого года. За месяц украинцы купили 56 тысяч машин! А по количеству проданных машин премиум-класса Украина значительно опережает европейские страны.
По мнению директора экономических программ Центра исследования корпоративных отношений Вячеслава Бута, такая парадоксальная ситуация объясняется тем, что Украина является страной с наибольшим социальным расслоением — большая часть граждан живет за границей бедности, но в тот же время существует большая прослойка людей, которые имеют высокие доходы. Именно эти платежеспособные граждане и формируют спрос на предметы роскоши, автомобили, ценности. «Понятно, что пенсионер, который получит сто гривен надбавки к пенсии, не побежал бы вкладывать их на фондовый рынок, даже если последний был у нас достаточно развитым. На эти деньги он покупает несколько дополнительных килограммов колбасы.
Те люди, которые имеют более высокие доходы, но не могут инвестировать их в зарубежные финансовые инструменты, покупают авто или недвижимость, — говорит Вячеслав Бут. — за последние несколько лет изменилась потребительская психология, у людей изменилась склонность к накоплению денег. Есть психологический феномен, или даже своего рода отклонения, которое психологи характеризуют как «агрессивное потреблении» — «хочу сейчас, всего и как можно больше». Как в анекдоте: «дайте мне от жадности, и побольше, побольше…». Много из нас жили в Советском Союзе, и это также оставило отражения. Люди помнят что такое дефицит, обесценение денег».
Тем временем, согласно результатам исследования, которое проводили среди жителей стран бывшего социалистического лагеря, 65 процентов украинцев считают, что за годы независимости Украины их материальное положение лишь ухудшилось. Правда, директор социологической службы Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Андрей Биченко считает, что эта цифра не совсем отображает реальные настроения населения. По данным Центра, все больше наших соотечественников считает, что их доходы в последнее время выросли, и они могут позволить себе значительно больше, чем несколько лет назад. Стоит отметить, что вырос спрос на элитную недвижимость за рубежом. К примеру, каталог элитного жилья в Чехии от застройщика стает с каждым годом все более востребованным среди украинцев с более высоким доходом.
Средняя заработная плата — это еще не показатель платежеспособности, ведь много украинцев до сих пор получают зарплату в конвертах. Значительный взнос сделали заробитчане, которые, возвращаясь на родину, покупают жилье или автомобили. Те же, кто остается работать за границей, материально поддерживают родных, которые часто не работают вообще. А вот собственный бизнес украинцы начинать не спешат — сейчас мелкие предприниматели появляются значительно реже, чем в конце девяностых.