Джеймс Шерр, эксперт Королевского института международных отношений, в своем комментарии делает вывод, что решение Украины об отказе от подписания соглашения об ассоциации с ЕС является для нее самой «стратегической ошибкой», которая будет иметь долгосрочные последствия.
Британский эксперт считает, что Янукович передумал подписывать соглашение по целому ряду причин. Во-первых, ему надо было выпустить из тюрьмы своего оппонента, Юлию Тимошенко. Во-вторых, ему отчаянно нужны деньги. Президент России Владимир Путин пригрозил ему рядом санкций, которые похоронили бы украинскую экономику, которой через три месяца грозит банкротство. Очевидно, что они нанесли бы ущерб финансовым и промышленным группам интересов, тесно связанным с Януковичем. Выгоды ассоциации являются долгосрочными, зато угрозы России, как и мышление Януковича — краткосрочные. Очевидно, Путин предложил Януковичу, около 20 млрд. долларов, чтобы оборвать связь с ЕС.
Согласие Януковича на эти условия свидетельствует о приоритетах и стандартах, которые кардинально отличаются от тех, которые господствуют в остальной Европе. Для него власть является абсолютной целью, а Национальный интерес просто переменной. С момента своего избрания в 2010 году он построил персонализированную и хищническую систему, наказывающую предприимчивость. Невозможно представить сильнее контраст со странами Центральной Европы, вступивших в ЕС тремя волнами расширений. Многие сейчас сделает вывод, что Европа, как сообщество правил и ценностей, достигла своих естественных границ.
Приоритеты Януковича, как считает Шерр, являются циничными, но они также основаны на иллюзиях.
Первой иллюзией является то, что он до сих пор может поддерживать диалог с ЕС. Раз он просил у ЕС и МВФ 20 млрд долларов, как компенсацию за месть России. Главные игроки в ЕС не хотят участвовать в аукционе, и они распознают шантаж, только когда сталкиваются с ним.
Вторая иллюзия является экономической. Создание зоны свободной торговли, как сказала Эштон, должно дать «четкий сигнал инвесторам во всем мире и международным финансовым институтам». Теперь Янукович дал им совсем другой сигнал. Реакция, вероятно, будет более жесткой.
Третья и самая неадекватная иллюзия касается России. Янукович знает, что вступление Украины в интеграционный проект Москвы, Таможенного Союза, превратит его из независимого игрока на вассала. Путин пока дает ему надежду на то, что ему удастся избежать такого финала, в котором у него не будет другого выбора, кроме как вступить в ТС. Но это все зависит от Путина. Западный вектор его «политики многовекторности» быстро исчезает.
Шерр убежден, что все рассказы о внутренней слабости России не учитывают способа мышления Кремля. Какими бы ни были позиции Путина в России, его внешняя политика всегда будет уверенно и твердо идет к своей цели. Сейчас он видит, что игра ЕС на Востоке Европы потерпела поражение. Сила России может и слабеет, но ее применяют упорно и на все 100 %. Там, где ставки высоки, нынешнее российское руководство предпочитает понести потери для стратегического выигрыша.
Теперь ЕС будет еще сложнее иметь дело с Россией. Все зависит от того, как она отреагирует на отношения с ЕС других стран Восточного партнерства — Молдовы и Грузии.