Их пуля не брала и сабля не рубила…

Их пуля не брала и сабля не рубили... Читателям, интересующимся историей Украины, казачества, знакомо имя Тараса КАЛЯНДРУК.

Он — не историк. Кандидат экономических наук, работник телевидения. Одна из его фундаментальных трудов — «Тайны боевых искусств Украины». Недавно увидела свет его вторая книга «Загадки казацких характерников».

Тарас Каляндрук приводит описание характерников из романа Евгения Гребенки «Чайковский»: «Василий Костецкий, потомок известного казацко-шляхетского рода, раскрыл систему казацких тренировок. Отец с детства приучал его к холоду, голоду, учил плавать, грести, бороться. Кроме того, с малых лет он тренировался, используя специальные принадлежности — кожаный мяч, набитый горохом. По мере роста силы горох в мяче менялся свинцовой дробью…».

«В битве под Берестечком отступление казацкого войска прикрывал отряд из 300 казаков — смертников. Основной задачей его было ценой собственной жизни обеспечить отход основных сил украинской армии через болота. С этой задачей казаки справились блестяще, о чем свидетельствовали восторженные отзывы врагов».

«Оккупационные ученые часто изображали запорожских казаков как сборище пьяниц и бездельников… Наконец, слухи о своем пьянстве распускали и сами казаки. В военное время им были выгодны слухи, что на Сечи лишь пьют и гуляют, потому что враги, веря байкам, не раз попадали в передряги. В 1675 крымский хан, надеясь что казаки на Рождество до смерти напьются и их легко можно будет уничтожить, заплатил за свою ошибку жизнью десяти тысяч отборных янычар, которых «нетрезвые казаки» организовано истребили…».

«Во Львове во времена средневековья действовала школа фехтования. Еще с XIV века здесь была улица Рыцарская (теперь Железнодорожная). Она выходила на Рыцарскую площадь (территория главного железнодорожного вокзала). На ней еще со времен Даниила Галицкого проводились рыцарские турниры».

«В 1445 во Львове было основано стрелковое общество, которое ежегодно устраивало соревнования по стрельбе. Стрельцы целились по петушкам, установленных на жердях. На тех, кто не попал, ожидало наказание, а кто сбивал петуха, получал приз и звание «куриного короля».

Отдельный раздел книги «Казаки и самураи» посвящен казакам, которые принимали участие в русско-японской войне. Казаки не раз давали взбучку японским ниндзя и самураям. Японцы, скептически относились к командному составу российской армии, боялись и уважали только двух командиров — казацкого генерала Павла Мищенко и генерала Романа Кондратенко. Но московские генералы — неудачники во главе с Куропаткиным в своих воспоминаниях всячески пытались принизить роль казачества в этой войне.