Российская империя наносит ответный удар

Российская империя наносит ответный ударАмериканская публицист Энн Эпплбом, жена министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, пишет в колонке в The Slate, что намерения Владимира Путина построить новую империю для России имеют мало общего с российскими интересами. Они связаны с реализацией его собственных интересов и интересов приближенных к нему лиц, — пишет издание 7ja.net.

Эпплбом обращает внимание на попытки России сорвать процесс сближения нескольких постсоветских стран с Европейским Союзом, который должен состояться через подписание соглашений об ассоциации. Наиболее вопиющий случай — это, конечно, Армения, отказавшейся от подписания соглашения с ЕС в пользу членства в Таможенном Союзе. В случае с Украиной Россия запрещает импорт украинского шоколада. По мнению Эпплбом, возрождается и другой инструмент политического влияния России на Украину, в частности, угроза прекращения газоснабжения и манипуляции с формированием цены на газ: «По сути, русские дали понять украинцам, что если они прекратят свои переговоры с Европой и присоединятся к Таможенному Союзу, цена на газ, который они импортируют из России, может снизиться более чем на половину».

Американская публицист объясняет, почему, по ее мнению, выбор между интеграцией с ЕС и Таможенным Союзом является крайне тяжелым: «Хотя и это замечательное предложение [речь идет о снижении цены на газ для Украины]. Но Украина колеблется уже некоторое время. Даже самые русофилы среди украинских политиков знают, что этот выбор будет не просто краткосрочным финансовым решением, а долгосрочным цивилизационным выбором между относительно открытыми рынками и открытой политикой Европы и закрытым миром бывшего СССР».

Настоящим интересам России, как считает Эпплбом, соответствует существование у нее соседей, имеющими широкие международные контакты, быстрый экономический рост, доступ к западным рынкам, а потому зажиточных потребителей, которые смогут покупать российские товары. Долгосрочным интересом России будет также наличие у нее самой доступа к западным рынкам, который мог бы ей дать Европа. Однако, по мнению американской публицистки, правящая элита России действует вовсе не в интересах России, а реализует лишь собственные интересы. В настоящий момент эта элита убеждена, что экономический национализм дадут ей возможность получить широкую поддержку среди населения, и, возможно, материальные выгоды для нее самой.

У журналиста The Washington Post Вилла Ингланд, посетивший Ялтинскую ежегодную встречу, сложилось впечатление, что за Украину ведут битву Россия и Запад.

Россия, как ему показалось, хочет видеть Украину в своем лагере, но время уже не на ее стороне. Пока она пытается сорвать заключение торгового соглашения между Украиной и Европейским Союзом, применяя образы, мрачные предупреждения и задержки на таможне, чтобы изменить решение Киева в свою пользу.

В Ялте целый ряд американских и европейских политиков призвали Украину сделать все для заключения соглашения с ЕС. Путин хочет, чтобы Украина присоединилась к Таможенному Союзу России, Беларуси и Казахстана, но его стратегия сводится лишь к угрозам, без пряников. Несмотря на это, хотя и Путин, как кажется, толкает Украину в объятия Европы, ситуация неоднозначная. Премьер Азаров и президент Янукович говорят, что они намерены подписать соглашение с ЕС в ноябре, но они могут снять с себя ответственность за любые заявления.

Есть и другие факторы в этой игре, как пишет Ингланд: товарооборот Украины с Россией и ЕС примерно одинаков, а значит, существуют влиятельные группы интересов, которые поддерживают интеграцию с Москвой, в тех областях, которые могут пострадать, если страна откроется для конкуренции со стороны ЕС. Вступление в Таможенный Союз могло бы означать мгновенное снижение цены на российский газ. Интеграция с ЕС могла бы иметь долгосрочные выгоды, но в краткосрочном периоде последствия будут негативными, поскольку Украине придется проводить реформы и справляться с российскими торговыми санкциями.

Европейцев беспокоит также то, что Янукович может сделать ставку на их гибкость в деле освобождения Тимошенко и гибкость относительно других изменений в украинской правовой системе, предполагая, что они так уж сильно хотят оттянуть Украину подальше от России, могут пойти ему навстречу в этих делах. Но они сами это отрицают и предупреждают Януковича, чтобы он не сделал этой ошибки.