И хотя знаменитый актер, режиссер, сценарист, который олицетворяет целую эпоху украинского кинематографа, умер 23 года назад, она до сих пор его жена, хранительница его творческого наследства, в конце концов, просто влюбленная женщина, которая ни на миг не забывает о своем чувстве. Мария Мыколайчук сознательно согласилась жить в тени таланта своего мужа, так как «он того достойный». Да и собственному таланту она не разрешает завянуть — поет, записывает песни, посвящает их «своему Ивану» и «их Буковине». О творчестве Ивана Мыколайчука, его жизненные драмы и вдохновения, их знакомство, любовь и ревность с народной артисткой Украины Марией Мыколайчук разговаривала наш корреспондент.
— Иван Мыколайчук оставил после себя замечательные сценарии. Или обращаются к вам режиссеры с желанием использовать его произведения для постановки на театральной сцене или экранизации?
— Рада, когда обращаются к творчеству Ивана. Это своеобразное продолжение его памяти. И это лишний раз доказывает, что он заслужил, чтобы его помнили. Львовский национальный драматический театр им. Г. Заньковецкой поставил на большой сцене «Небылицы об Иване…» по его сценарию. Со мной говорили, совещались и режиссер спектакля Вадим Сикорский, и композитор Иван Небесный. А вот когда снимали фильм по этому сценарию (снятый в 1990 году фильм кинорежиссера Бориса Ивченка), со мной никто не советовался. Хотя поставить меня в известность, наверное, нужно было…
Ко мне подходил один режиссер из Черновцов. Хотел снимать «Табулу Расу» по сценарию Ивана. Отказала ему. Так как он больше думал, что он режиссер, чем был им. Сегодня не вижу такого режиссера, который мог бы снять этот фильм. Никому не даю этот сценарий. И не знаю, скоро ли дам согласие снимать. Не потому, что становлюсь в какую-то позу. Нет, просто нет кому это сделать. Иван многое оставлял между строками. Тогда было такое время. И чтобы снять фильм по его сценарию, треба его понимать, уметь вычитывать, видеть, искать. Иван писал для людей. Переживал за Украину и украинскую публику, чтобы она не была пустой.
— В независимой Украине оценили надлежащим образом наследство, которое господином Иван оставил после себя?
— Как только какое-то празднование, на котором нужно вспомянуть про украинское кино, — вспоминают и Ивана, показывают фильмы с его участием. А что еще можно показывать, как не его фильмы? Сегодня больше ничего украинского и нет. И чаще всего эти фильмы показывают поздно ночью, когда народ спит… Молодежь не знает творчества Мыколайчука. Это меня беспокоит и смущает. Знают «Пропавшую грамоту», так как это смешное кино. И все. А фильмы, именно «Белая птица с черным признаком», «Тени забытых предков», «Аннечка», «Вавилон ХХ» — знают единицы.
— Какой он был дома с вами?
— Нам всегда было так хорошо вместе. Могли закрыться в доме, и нам никто не был нужен. Некогда не скучали вдвоем. Всегда имели о чем поговорить. Мы один другого дополняли. Нам было хорошо! Мы любили друг друга… И слава Богу, что так было. Конечно, было по-всякому, не буду говорить, что обошлось без темных пятен в жизни. И они были. Но основное — любовь — перевесила все.
— А почему конфликтовали?
— Его любили женщины. Да и как его можно было не любить? Если я полюбила, то и кто-то еще мог это сделать. Ревновала. Но никогда не устраивала никаких сцен. Он всегда меня предупреждал: «Не делай никаких выводов. Фильм пройдет, через некоторое время все заживится и придет в забвение, а сейчас ты можешь нарубить дров». Он тоже меня ревновал. Так как если любишь, то ревнуешь. И допросов не устраивал. Мы понимали друг друга без слов. Ревность была, но за рамки это не выходило.