«Мои хозяева часто просят: скажи, что Италия — красивая. Говорю им: да, но Украина — прекрасная!»

Откровения заробитчанки из Украины Откровения заробитчанки из Украины

В эти дни галичанка Галина Плоньск после новогодне-рождественских каникул в кругу семьи возвращается на работу в Италию, где живет и работает одиннадцатый год. Ее хозяйка — большая поклонница древностей, поэтому Галина берет в презент для нее найденный на чердаке старый утюг, который наши предки заправляли раскаленным древесным углем. «Раритет» должен понравиться госпоже Чинсии. А самой госпоже Галине во время очередного наплыва ностальгии он будет напоминать про родные края…

Отправиться в чужбину бывшего связиста заставил…? Недостроенный дом. Чтобы он «не разлезся» под дождем и снегом, у знакомых одолжила деньги на крышу. Дома отработать заем не было как (на работе платили мизер), поэтому воспользовалась советом родных искать счастья на Аппенинах, оформила во Львовской турфирме визу и села в заробитчанский бусик. Но приятного путешествия не получилось. На границе с Германией полицейские тщательно осмотрели документы, признали их фальшивыми и после многих допросов и содержания в одиночной камере (где горстями глотала валидол) вместе с другими спутниками депортировали обратно в Украину.

Дома снова ждали проблемы — заемщики все время напоминали о долге, поэтому бедняге ничего не оставалось, как взять кредит у других людей. И снова думать про зарубежные заработки. Вынужденно сменила фамилию, получила новый паспорт, и на свой страх и риск еще раз взяла курс на Италию. Добиралась туда уже через Австрию. Слава Богу, в этот раз пограничники были не такими суровыми…

— На первых порах жила я в подвале ресторана одного высокогорного городка, — вспоминает Галина Григорьевна. — Хозяйка кричит мне, давая какую-то задачу, а я ничего не понимаю, кроме «бон жернов» — «добрый день!». От отчаяния пошла в туалет. Выплакалась и говорю в зеркало мне надо все это вытерпеть. Вытерла слезы, стиснула зубы — и за работу…

На кухне Галина сначала мыла тарелки, потом помогала поварам: чистила рыбу, научилась печь пиццу. На улице 40-градусная жара, а у печи на дровах — еще больше. Похудела очень сильно, падала с ног. Чтобы женщина не выбилась из сил, хозяйка давала ему стимулирующие энергетические напитки, своеобразный допинг. Галина чувствовала прилив сил, но одновременно истощала себя (когда впоследствии приехала домой, весила 50 кг). От того непосильного режима заболела. Несмотря на то, что температура поднялась до 39 °, продолжала ходить на работу. Надлежащей благодарности за это не получала. Хозяйка оказалась скупой, в начале платила очень мало. Впоследствии выяснилось, что и обманывала служанку — вместо 30 дней работы учла 11. Немного выручали госпожу Галю «чаевые» — официанты делили их поровну между всеми работниками. Получалось дополнительно 70 евро в месяц. Использовала на телефонные разговоры с родными.

Болезнь прогрессировала. Слава Богу, невестка и сестра хозяина отвезли в клинику. После обследования на томографе оказалось, что на легких — пятна. Врач спрашивает: «Вы чего приехали в Италию?». Ответила: чтобы расплатиться с долгами, купить сыну квартиру. А врач говорит: «Вы гроб покупайте, а не дом!». От этих слов чуть не умерла прямо в его кабинете…

В минуту отчаяния Галину поддержала ее итальянский подруга Стефания: разместила у себя, повела к знакомому профессору. Тот еще раз обследовал и успокоил: «Покупать гроба вам не надо. То никакой не рак, а следы от невылеченного бронхита». Выписал лекарства. А когда узнал, что перед ним — украинка, денег за свои услуги не взял…

После выздоровления знакомые итальянцы советовали: хозяйка тебя выжмет и выбросит на помойку, будешь ей не нужна. И порекомендовали другое место — у своих родных на Сардинии. Там, мол, заработаешь больше, и отношение совсем другое.

По сравнению с континентом жизнь и труд на острове оказались как небо и земля: чистейший воздух, уникальная вода, отсутствие транспортного шума. Устроилась подрабатывать в пиццерию, а затем в ресторанный комплекс на 500 мест. Хозяйки — 79 лет, но очень бойкая, ездит на машине. Дала Галине испытательный срок. Украинка работала не покладая рук: кастрюли такие крупные таскала, что сама туда влезала, «перекурами» не злоупотребляла. Поручали ей перебирать, мыть и нарезать различные овощи. Особое требование: чтобы в салат, случайно не попали улитки. За время работы клиенты ни разу не жаловались… Посмотрела итальянка, что новая работница на месте не усидит, и, несмотря на «чрезмерный» возраст, взяла ее на работу, бесплатно выделила комнату со всеми удобствами, кормила… Работая у новой хозяйки, часто бывала во многих больших городах Италии, очень нравились интересные достопримечательности Милана.

Итальянские красоты никак не могли заменить Галине родных пейзажей. Страдала от того, что за двести километров вокруг — ни одного земляка, с которым могла бы перекинуться словом. Несколько выручал телевизор, настроенный на единственный отечественный канал, и ежедневные звонки домой. Как-то передала для сельской церквушки статую Матери Божией — водитель платы за груз не брали, сказали, что святыня будет оберегать их в долгой дороге.

А однажды случилась неожиданная встреча. В ресторан пожаловали пожилые супруги из Лондона: она — итальянка, он — 84-летний украинец. Поэтому уважаемому господину сказали, что на кухне работает его землячка, и он попросил позвать ее. Галина подошла, поздоровалась: «Здравствуйте, дядя» — а он в плач! Руководство прибежало, спрашивает, что такого плохого сказала клиенту их работница. А он дальше не может скрыть чувств: говорит, что счастлив услышать родной язык, родной диалект. Оказалось, что «дядя» — из Рогатина, всего 30 км от того места, где живет Галина. Господин не мог наговориться. Рассказал и о своих горестях. Говорит: приехал как-то в Украину в свое родное село и больше туда ехать не хочет. Потому что одним родственникам, те, что победнее, дал больше денег, чем тем, что — богаче. Поэтому последние обиделись…

Заработок в Италии сильно выручил госпожа Галину и ее семью. Погасила долги, купила сыну и четырем внукам квартиры, обставила их. Помогла дочери и ее детям. Надеется, что наконец доведет до ума собственное жилье. Больше всего радуется своими «ангелочки».

— Когда внучек взял пирожок, которым его угостила, преломил и дал половину брату, становится приятно, что растет не эгоистом, друг за другом стоят горой. Всем бы нам так! К сожалению, многие украинцы не держатся вместе, кое-кого распирает зависть от чьих-то успехов. А еще, где бы ты ни был, нужно уважать других людей. Некоторые из наших заробитчан говорит: зачем мне Украина? Останусь здесь. А я этого не могу представить… Чужбина — не родная мать. Итальянцы часто просят меня: скажи, правда, что Италия — красивая. Да, отвечаю им, но Украина — прекрасная. Здесь моя родина, мои корни, которые меня питает. Каждый раз, когда возвращаюсь сюда, вступаю в храм, навещаю родных, захожу на кладбище. Обхожу родительский сад — и, закрывая глаза, вспоминаю вкус каждого его яблочки…